«Можно» и «нельзя» в воспитании детей

6764

Сложно представить воспитание детей без приказов и запретов, хотя ребенку это и не очень приятно…Родителям важно научиться говорить своему малышу «нет» тогда, когда это необходимо. Несмотря на протест ребенка, а его не избежать, нужно стоять на своем и попытаться донести до малыша, почему именно это нельзя, какие последствия его ждут, соверши он то или иное действие. В сегодняшней статье мы подробнее рассмотрим проблему «Можно» и «нельзя» в воспитании детей.

«Можно» и «нельзя» в воспитании детей

Установление границ

Ребенку нужны правила, чтобы научиться жить среди людей. Например, когда мы говорим ему, что он не должен плохо говорить с матерью, мы устанавливаем черту, которую он не должен переходить.

Что делать, если годовалый ребенок дергает маму за волосы? Сказать: «Нельзя бросать» или преуменьшить значение вопроса? Конечно, нельзя недооценивать, потому что ей больно. И лучше всего так сказать: «Нельзя, маме больно». И хотя ребенок еще не может поставить себя на место матери, мы даем ему конкретный аргумент, почему он не должен этого делать. К счастью, его внимание легко направить на что-нибудь другое.

Ребенок отправляется покорять мир и сталкивается с новыми проблемами. Ему приходится сталкиваться с физическими препятствиями на своем пути и учиться их преодолевать. А если у него не получится, он рассердится. Точно так же и в отношении преград, которые ему ставят родители – он пытается их сломать, бунтует и злится. На этом этапе развития формируются основы автономии. Это стоит уважать – например, позволить двухлетнему ребенку свободно выбирать («Ты будешь носить белую или зеленую футболку», «Ты хочешь чашку с собакой или ослом»). Запреты и приказы должны касаться важных, основных вещей.

Когда ребенок в гневе кидает игрушку, ее можно у него отобрать и объяснить причину («Я понимаю, что ты злишься, но медведю больно, он подождет, пока ты не успокоишься»). Таким образом, вы наказываете ребенка, но в то же время делаете его восприимчивым к чувствам других. Вы также можете взывать к сочувствию, например, когда хотите убедить его поделиться с другими, но вы не можете заставить его сделать это.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ребенок - отличник (7-9 лет). Все «за» и «против»

Что еще способствует изучению правил? Дети отлично обучаются им в игре. Трех- или четырехлетние дети вступают в игровой возраст, когда клюшка может успешно изображать из себя лошадь. Ребенок, играя с другими, учится подчиняться правилам. Но игра со взрослым также может многому научить, если будет увлекательной.

Если ребенок упрямится…

Как справиться, если ребенок упорствует в том, что вам кажется абсолютно неприемлемым? Показательная история: маленькая девочка настояла на прогулке зимой в балетках. Мороз страшный, мама делает вид, что не видит этого, надеясь, что дочь передумает. Действительно, в какой-то момент девочка заявляет, что хочет надеть обувь. И мама одевает ей ботинки, как ни в чем не бывало, без замечаний типа «Я же тебе говорила». Это очень важно, потому что все остается в сфере фактов (когда мороз, в балетках холодно), а не превращается в драку между ребенком и взрослым. Напротив, ребенок чувствует, что решение исходит от него.

Но мы не всегда можем ждать, пока ребенок сделает выводы из собственного опыта, так как это поставит под угрозу его здоровье и даже жизнь. В опасных ситуациях нет времени и бывает, что мы кричим, дергаем ребенка за руку. Только потом спокойно нужно ему объяснить, почему мы так поступили. Что мы сняли его с дерева, потому что он мог упасть. Лучше всего показать ребенку: посадить мишку на дерево, дать ему упасть и «сломать ногу», затем представить, что вы отвезли плюшевого мишку в больницу на гипсовую повязку. Ребенок обязательно это запомнит.

Если ребенок упрямится

Почему ребенок не слушает?

То, что ребенок не слушает, не всегда означает, что он не слышит… Ребенок борется за автономию и независимость. Неспособность реагировать на команды может дать ему преимущество перед взрослым, который сам чувствует себя беспомощным в этой ситуации, как ребенок. Он испытывает собственную силу, которая является атрибутом взрослого человека. Происходит временная смена ролей.

Иногда ребенок просто не выполняет конкретную вещь, например, не ест или не приучается к горшку. Чаще всего это означает, что мы придаем этому слишком большое значение, и на первый план выходят сильные эмоции. Поможет, если нам удастся дистанцироваться или передать дело в другие руки, например, бабушке или дедушке.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Детское хобби – почему это важно, и кто должен его выбирать?

По каким еще причинам наши просьбы и приказы иногда оказываются неэффективными? Когда мы механически повторяем одни и те же команды или запреты, их содержание перестает доходить до ребенка – он только слышит знакомую формулу и пропускает ее мимо ушей. Иногда родители говорят «нет» без всякой причины – по привычке. Когда ребенок не отвечает и приходится повторять требование или просьбу несколько раз, он начинает вовлекаться. По общему признанию, с негативное внимание лучше, чем отсутствие внимания.
Также бывает, что ребенок просто не понимает, что от него хотят, потому что команда слишком сложная или запутанная. И, наконец, вы иногда непоследовательны: когда вы что-то позволяете, а иногда нет, вы преуменьшаете значение наших собственных слов.

Не переусердствуйте!

Если вы переусердствуете, ребенок начнет неохотно реагировать на тон нашего голоса, выражения лица и всю ситуацию, которую он связывает с отдачей приказов. Если, например, вернувшись с работы, мама скажет: «Почему здесь такой бардак, немедленно убери», ребенок со временем узнает, что лучше не выбегать на встречу с ней, а спрятаться в комнате. Соблюдение правил вашим ребенком важно, но это не самое важное. Указывая, что можно и чего нельзя, мы ограничиваем свободу ребенка. Если ребенку не разрешается что-либо делать, он либо начнет игнорировать этот запрет, как мы уже упоминали, либо со временем утратит инициативу. А он должен пробовать, испытывать, экспериментировать, и он также должен делать ошибки, чтобы учиться. Дети, находящиеся под чрезмерным контролем, становятся более раздражительными, склонны к агрессии, а в более позднем возрасте они часто зависимы.
Обязанности и запреты важны для формирования социальных навыков, но не менее важны индивидуальное развитие ребенка и достижение автономии, которая позволит ему ответственно вести свою жизнь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь