Почти с самого рождения игрушки и разнообразные игры – от пальчиковых до настольных – становятся для ребенка обязательным спутником его становления и развития. И нередко родители сразу разделяют их игрушки по половому признаку – для мальчиков и девочек. А стоит ли это делать?
Ожидая малыша, родители уже четко знают: мальчикам полагается голубое и машинки с солдатиками, девочкам же – розовое и куклы с посудой. Безусловно, в этом выборе велика сила общественных традиций и устоев. Но важно помнить и то, что его делают не дети, а их родители, опирающиеся на свой детский опыт. Одни папы и мамы «точно знают», что мальчик – это будущий солдат и покупают ему игрушечное оружие и оловянную пехоту. Другие же уверены, что место девочки не только на кухне и категорически не хотят покупать ей маленькую фарфоровую посуду и крошечный утюг для куклы – зачем, ведь мама сама не очень любит делать домашние дела.
Но все чаще встречаются и такие родители, которые против строгого деления мира на две половины – мужскую и женскую. Такие папы и мамы стараются покупать детям игрушки без привязки к их полу, направленные на развитие. Это могут быть различные конструкторы, кубики, мелки, музыкальные инструменты – все то, что не только занимает руки, но и дает пищу голове.
Подобные игрушки развивают фантазию, предприимчивость и творческое начало – в отличие от новомодных говорящих роботов и кукол, которых можно использовать строго по прямому назначению. Ведь задача игрушки не только занять ребенка, но и развивать его.
Психологи уверены, что до определенного возраста все родительские попытки привить малышу наклонности, соответственно его полу – это просто трата времени. Дело в том, что дети лишь после 2 лет начинают осознавать свою принадлежность к мужскому или женскому полу. До этого любой предмет для крохи – всего на всего предмет изучения и использования. Малыши обоих полов прекрасно играют вместе в одни и те же игрушки.
По утверждению психологов, игры, которые выбирают дети первых двух лет жизни, не несут половой направленности. Годовалый мальчик может обожать возиться с куклами, а полуторагодовалая девочка – гонять машинки. В подобных случаях речь идет больше о темпераменте – если малыш спокойный, то чаще всего и игры у него будут соответствующие, если же он очень активен, то дом будет вверх дном, независимо от того – мальчик это или девочка.
То же касается и выбора одежды. Не стоит переживать если маленький мальчик иногда желает примерить одежду старшей сестры – до 2 лет это нормально. Но и родителям важно не навязывать ребенку ту или иную одежду, просто потому, что по мнению мамы, она ему очень идет.
Важно с уважением относиться к вкусам и желаниям своих детей и давать им возможность выбора.
Различия в поведении и предпочитаемых занятиях у мальчиков и девочек ощутимой становится ближе к трем годам. Осознавая с возрастом принадлежность к разным полам, малыши все активнее самоутверждаются в своих играх – мальчишеских или девчачьих. Все, что их окружает, то, что они видят и слышат, уже оценивается ими вполне сознательно и настраивает их на тот или иной тип поведения.
В этом возрасте они начинают играть в дочки-матери. И в этой игре девочка всегда играет роль мамы, а мальчик старается подражать папе – взрослому мужчине. Становятся хорошо видны большие различия в поведении взрослеющих детей разного пола. Мальчики активно проявляют физическую силу, они агрессивнее, а их игры занимают много пространства, пространства, ведь они физически гораздо более активны и подвижны. Мальчишки любят соревноваться, они хотят доказать свое превосходство, быть первыми во что бы то ни стало, иногда даже с риском для жизни. И игра – это, пожалуй, лучшее средство успокоить чрезмерную агрессию. Игрушечное оружие, которого так опасаются некоторые родители, помогают мальчикам чувствовать себя могущественнее и увереннее в мире игры.
Девочки же предпочитают более спокойные игры, а возникающие порой конфликты стараются решать в разговоре, в отличие от мальчишек, тут же бросающихся в драку. Опытные воспитатели давно знают, что детские игры и занятия детей старше трех лет, во многом зависят от их пола. Даже если мальчик возьмет в руки куклу, то обращаться с ней он будет скорее всего довольно жестоко, а кукольная коляска в его руках переквалифицируется в гоночный болид.
Кроме того, начиная с двухлетнего возраста у детей начинается период подражания. Малыш уже может идентифицировать себя и говорить о себе как о мальчике или о девочке. Трехлетние девочки уже стараются быть похожими на маму, мальчики же вовсю подражают папе. Наблюдая за игрой детей в этом возрасте, можно понять какая атмосфера царит в семье – ведь дети зеркально копируют все происходящее. И родителям следует помнить, что если они хотят, чтобы дети не переняли те или иные их привычки, то взрослым стоит в первую очередь изменить свое поведение – от слов до поступков.
Психологи дают примерные рекомендации какие игрушки предпочтительнее покупать и во что играть в зависимости от возраста ребёнка. Итак, если малышу:
• 1-3 месяца – ему подойдут игрушки, которые можно прикрепить к коляске или кроватке, разнообразные, погремушки, мобили, музыкальные шкатулки;
• от 4 месяцев до полугода – пищащие игрушки, игрушки с разнообразной на ощупь поверхностью, погремушки, мячи, картонные книжки, которые он сможет разглядывать, но не порвать;
• 7-9 месяцев – мягкие игрушки, кубики, разнообразные сортёры и матрешки, большие куклы, игрушки для ванной, картонные книги, игра в ладушки;
• 10-12 месяцев – подвижные игрушки, машинки, разнообразные коробки, ложки, мячи, пальчиковые игры (в ладушки и им подобные);
• 13-15 месяцев – сортёры, игрушки с множеством кнопок (телефончики и пр.), разнообразные деревянные наборы развивающих игр, каталки, игрушечные лошадки, кувырки;
• 19-21 месяц – каталки, качалки, игрушки, которые можно собирать и разбирать, игрушки для песочницы крупные фломастеры, игры в воде, прятки;
• 22-24 месяца – простые конструкторы, кукольная посуда, мягкий пластилин, всевозможные игрушечные машинки, паровозы, старые коробки и разнообразные закрывающиеся ёмкости, трубочки, беговелы, самокаты;
• 2-3 года – трехколесные велосипеды, самокаты, музыкальные игрушки, книги, качели, раскраски, всевозможные принадлежности для творчества, девочкам – куклы и все принадлежности для них, мальчикам – всевозможные машинки, поезда и т.д.
Родителям и близким к ребёнку людям неплохо бы помнить, что, выбирая ребенку игрушку, они помогают ребенку познавать мир, осваиваться и искать в нём свое место.