Возрастной период с 5 до 7 лет называется возрастом психологического взросления. Один из важнейших этапов, когда ваш малыш постепенно переходит в стадию более взрослой и осознанной жизни. В этот период он меняет свой социальный статус и становится школьником, былая непосредственность теряет свою силу, а стремление заниматься «серьезными» делами и проявлять ответственность усиливается. Давайте более подробно познакомимся с особенностями развития ребенка в возрасте 5-7 лет.
1. Развитие личности
Ближе к 6-летнему возрасту происходит сознание себя в социуме. В этот период идет оценка окружения, появляется осознанность своей внутренней позиции, формируется самооценка. Именно тогда ребенок начинает интересоваться, как к нему относятся окружающие. Важно, чтобы в это время ребенок действительно осознавал свою ценность в обществе правильно, для этого вы должны трезво оценивать способности малыша и ни в коем случае не занижать его достижения. Не ограничивайте ребенка в увлечениях, сейчас он активно познает свой внутренний мир и желания. Как правильно определить, что нужно ребенку — танцы, занятия музыкой, спортивные секции, или же живопись и искусство? Подробно о типах интеллекта ребенка, от которых зависят предпочтения читайте в статье «8 типов интеллекта у ребенка».
Общение с окружающими также вносит свой вклад в развитие личности. Ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками, тем самым определяя свою индивидуальность и личностные качества.
2. Мотивы и потребности
Самоутверждение, желание стать взрослым, познание окружающего мира, выстраивание коммуникаций со сверстниками, повышение своего положения среди них – вот главные мотивы и потребности в возрасте 5-7 лет. Также стоит упомянуть и такое новое явление как соподчинение мотивов. В данный период ваш малыш может принять совсем неожиданное решение для вас, например, отдать предпочтение более важному занятию, пусть даже и не такому интересному.
3. Эмоционально-волевая сфера
Когда ребенок психологически здоров и развит, то в период с 5 до 7 лет он чувствует и ведет себя уравновешенно, адекватно, позитивно относится к общению с людьми, проявляет такое качество, как чувство юмора. Активно развивается способность сопереживать и проявлять эмоциональную отзывчивость.
Также в этот период активно наблюдается так называемый кризис 7 лет. Как он проявляется? Ребенок начинает демонстративно себя вести, вызывать провокации, паясничать, капризничать. Для этого возраста характерны эмоциональный дисбаланс и частая смена настроения, проявляется повышенная чувствительность. Не стоит бояться этого периода, так действуют на них физиологические перемены, такие как активизация работы щитовидки.
4. Интеллектуальное развитие
Очень интересный период в интеллектуальном развитии, ребенок интересуется практически всем. Эксперименты, опыты, малыш активно ищет ответы на всевозможные вопросы. Конечно, в более раннем возрасте, он также с огромным любопытством исследует окружающий мир, но на данном этапе это еще и сопровождается предпосылками к учебной деятельности. В этом возрасте, как правило, ребенок частично умеет писать, читать, считать, проявляет любопытство к школе и желание учиться.
5. Мышление
Мышление ребенка в возрасте 5-7 лет сильно меняется. Он начинает больше анализировать, сравнивать, сопоставлять факты, накладывать опыт, этот этап в развитии называют словесно-логическая ступень. Малышу становится под силу группировать предметы сразу по нескольким признакам, например, по форме и цвету.
Одним из ключевых достижений в интеллектуальном развитии считается способность к образному мышлению. Благодаря этому ребенок может выделять свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, осознавать и схематично изображать.
В 6-летнем возрасте также присутствует способность рассуждать и делать выводы. Ребенок с легкостью улавливает несоответствия, может установить причинно-следственную связь, дать описание предметам, и применить накопленный опыт в решении задач.
6. Общение и речь
Внеситуативно – познавательное и внеситуативно-личностное общение, именно такая форма характерна для детей в возрасте 5-7 лет. В этот период ребенок активно старается познать социум: поведение окружающих в различных ситуациях, их мотивы к совершению поступков. Разговоры о самом себе, о людях и их взаимоотношениях выходят на первый план.
В данный период времени очень важно обеспечить ребенку общение со сверстниками, ведь именно сейчас ребенок вырабатывает культуру общения, проявляет любознательность к высказываниям окружающих, использует вербальные и невербальные способы общения. В беседах со сверстниками ребенок учится сопоставлять свои желания с мнением других, а также отстаивать личное мнение. В этот период речь является не только инструментом в общении, но и в планировании: так называемая «внутренняя речь» помогает выстроить свое высказывание в уме, продумать план действий.
В среднем, к 6-7 годам словарный запас ребенка включает более 3000 слов. Активно развивается связная речь. Ребенку уже гораздо проще пересказать сказку, составить рассказ по картинке, причем используя как простые выражения, так и сложные. Речь богата на синонимы, эпитеты, антонимы, многозначные слова и т.д. В норме к возрасту 6 лет у ребенка уже не должно быть недостатков в произношении звуков и слов.
7. Воображение
Старший дошкольный возраст – это расцвет воображения. Многие психологи утверждают, что именно воображение является новообразованием периода 5-7 лет. Оно помогает на первых этапах обучения в школе. В этом возрасте воображение тесно связано с интеллектом, оно помогает заполнять пробелы, объединяет впечатления в одну картинку. К концу периода в норме у ребенка сформировано воссоздающее воображение, благодаря ему ребенок может составить мысленный образ, по описанию. Творческое воображение также характерно для этого периода.
8. Внимание
В возрасте 5-7 лет у ребенка продолжает развиваться усидчивость, устойчивость, переключаемость и распределение. Именно эти свойства помогают ребенку сосредоточиться и уделить обучению больше времени. В среднем продолжительность занятия в 5 лет составляет 20-25 минут, в более взрослом немного дольше. Чтобы сохранить внимание и интерес необходимо распределять занятия по блокам в течении дня, тем самым их можно продлить до 1,5 часов. Подача самой информации – еще один важный пункт. Разнообразие в обучении помогает переключать внимание ребенка и делает процесс увлекательным и интересным. Многие психологи рекомендуют применять практику нейрогимнастики. О ней подробнее мы рассказываем в статье «Нейрогимнастика для детей. 10 упражнений на каждый день для будущих маленьких гениев».
9. Память
К 6 годам ребенок способен целенаправленно запомнить информацию. Отлично развито механическое запоминание. Также подключается и логическое запоминание, оно работает только в том случае, если ребенок действительно понял смысл. Хорошо, если информация будет подкреплена чем-то ярким и необычным, так ребенок гораздо быстрее запомнит изложенное. Физическое воздействие – еще один лайфхак для быстрой усвояемости материала.
10. Восприятие
Восприятие также меняется, оно становится осмысленным и управляемым. К познанию подключаются все 5 органов чувств — обоняние, осязание, вкус, зрение и слух. Ребенок способен различать цвета и оттенки, форму предмета, совершенствуется восприятие пространства и времени.
11. Новообразование возраста
А теперь поговорим о том, что радикально отличает ребенка в возрасте 5-7 лет от более раннего этапа. Ну, во-первых, утрачивается непосредственность, формируется регулярное поведение вместо ситуативного, происходит ориентация на социальные нормы и требования. В этом возрасте у ребенка уже есть небольшой опыт, сложившееся мнение об окружающем его мире, интересы, таланты и темперамент. Задача каждого родителя сделать так, чтобы новообразования были вовремя сформированы, ведь они помогают ребенку уверенно взойти на новую ступень развития. Что необходимо делать и как вести себя с ребенком, чтобы он вырос уверенным в себе и счастливым? Читайте в материале.
Главным новообразованием периода является готовность пойти в школу. Это понятие обширное и включает в себя целый комплекс отдельных готовностей: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную, личностную и технологическую. Одним словом, важно не только выучить буквы и цифры, а быть готовым психологически. Это, пожалуй, самое важное условие. Как ребенок начнет этот этап, так дальше и сложится его образовательный процесс. Позитивные представления о школе, понимание школьной жизни, отсутствие страха перед неизвестностью – вот, что каждый родитель должен привить своему ребенку в этот период.
Материал подготовлен совместно с образовательным порталом для воспитателей дошкольных учреждений и родителей детей до 7 лет — До.online.