Словесная игра — это один из самых действенных, доступных и интересных способов, чтобы развить у ребенка внимание, память, мышление, а также подготовить его к самостоятельной речи. Дидактические способы развития очень важны для малышей 3-4 лет. Так, они сосредоточены на расширении кругозора и словарного запаса, умственного развития. О лучших словесных играх для малышей читайте прямо сейчас!
Преимущества словесных игр
У таких забав есть свои весомые плюсы:
• Словесная игра не требует каких-то особенных приготовлений, таких как инвентарь или заготовки. В основном она основана на словесном общении и действий всех участников. Так, с помощью различных задач взрослый подталкивает малыша к описанию предметов, нахождению у них общих признаков. Или угадыванию предмета, спрятанного в мешочке или коробочке.
• Словесная игра побуждает ребенка четко выражать свои мысли, грамотно составлять предложения, правильно произносить звуки и слова, развивая речевую деятельность и мышление.
• С помощью игры воспитатель закрепляет знания геометрических фигур, пространственных отношений, логического мышления.
Разнообразие игр позволяет подобрать индивидуальный вариант для развития важных качеств и знаний и при этом каждый раз они могут быть по-новому интересны для детей.
Основные принципы словесных игр следующие:
• Как и любая другая забава, словесные занятия начинаются с ознакомления с правилами. Ребенок должен четко понять, что именно от него требуется. Так, для детворы 3-4 лет достаточно просто и доступно объяснить правила и проследить как дети их усвоили.
• Игра должна быть интересной и привлекать внимание. Для этого необходимо использовать такие методы как считалочки, пословицы, поговорки. Для дополнительного интереса можно воспользоваться таким способом, как игра в мяч или догонялки.
• Воспитатель должен предварительно выбрать игру, подготовится к ней и, если это необходимо, приговорить подручный материал. Например, карточки с картинками или мяч.
• Для детей дошкольного возраста воспитатель должен выступать в роли друга и помощника, а не инициатора. Перед началом нужно создать доверительную атмосферу и радостное настроение, так как только позитивный настрой в полной мере обеспечит малышу мотив к достижению цели.
Вот несколько примеров словесных игр для ребят среднего дошкольного возраста:
1. «Повтори»
Цель: развитие речи, мышления и физической активности.
Правила игры заключаются в том, чтобы все дети, стоящие в кругу, повторяли движения за ведущим ребенком. Выбрать ведущего можно с помощью считалочки. А чтобы забава была интересней, используем стишок: Кругом ровным, друг за другом и, конечно, не зевать! То, что Сашенька покажет, будем вместе повторять.
2. «Угадай-ка»
Задача игры: подтолкнуть ребенка использовать большее количество слов, развивая память и словарный запас.
Воспитатель прячет некий предмет в коробку или мешочек и просит малыша достать его, назвать и описать, используя как можно больше слов.
3. «Вспомни фигуру»
Цель игры: улучшение памяти, мысли, знания геометрических фигур.
Педагог перед детьми выставляет различные фигуры, потом предлагает участникам повернуться спиной и прячет фигуру. Ребенок должен вспомнить какая фигура исчезла со стола.
В заключение стоит сказать, что очень важно развивать у ребят дошкольного возраста умственное и логическое мышление. Эта одна из самых главных задач дошкольного воспитания. И именно словесные игры помогают в этом воспитателю, обогащая у ребенка знания об окружающем мире. А вы практикуете такие игры со своим малышом?