Большую часть времени на детской площадке дети проводят в песочнице. Строят замки и крепости, лепят куличики и различные фигурки. Но песок в жизни детей – это не только песочница и забава, это еще и эффективное средство в детской психологии, которое помогает скорректировать сложные психоэмоциональные нарушения. В этой статье мы поговорим о том, какую роль может сыграть песок в жизни вашего ребенка и как с его помощью можно побороть страхи, улучшить зрение, развить моторику и многое другое.
Песок — это не просто природная игрушка. Песок — это развивающее и обучающее пособие, а также предмет для релаксации и психотерапии. Ни для кого не секрет, что во время игры с этим материалом у ребенка развивается фантазия, мелкая моторика, воображение, внимательность, то о роли песка в официальной психотерапии мало кто знает.
Считается, что прародителем «песочной» терапии является Карл Густав Юнг — психиатр и психолог из Швейцарии. В сложные периоды своей жизни он не находил лучшего утешения чем моделирование из песка и камней.
Юнг писал: «Когда я переводил чувства в образы, то есть находил в них какие-то скрытые картины, я достигал покоя и равновесия». Так возникло понятие «Юнгианская песочница», песочница Юнга, которая помогает и детям, и даже взрослым с помощью простого способа найти решение сложных психологических проблем. Ведь не всё можешь выразить словами, когда плачет душа. Формируя из послушной массы фигурки, образы, модели, проблема «вытягивается» из глубин подсознания. А когда проблема-как на ладони, с ней и справиться гораздо легче.
В двадцать девятом году прошлого столетия педиатр из Англии Ловенфельд стала практиковать в консультировании детские игры в импровизированной песочнице: на специальном подносе с песком. Эта «песочница» применялась в компании с водой, различными фигурками и мелкими предметами, которые предлагались ребенку для моделирования каких угодно композиций, которые условно назывались детками «Мой мир».
В пятидесятых годах прошлого столетия психотерапевт Дора Калфф при содействии Юнга и Ловенфельд усовершенствовала принципы терапии при помощи песка, оформив собственную методику и дала ей название «Sandplay». Она нашла оптимальные габариты подноса-песочницы, выкрасила его внутри голубым цветом, имитирующим воду и воздух и заполнила песочком. Рядом с подносом Дора Калфф ставила ёмкость, наполненную водой; в зоне доступа маленького пациента были полки с различными предметами. Из всего разнообразного материала детям предлагалось построить композицию и рассказать о ней. Непринужденная атмосфера свободы творчества, изобилие исходного «сырья» раскрепощали ребенка, позволяя «выпустить» «загнанные внутрь души, сознания» страхи, комплексы, тревоги. В процессе описания пациентом своего творения вырисовывался диагноз причины психических расстройств.
Сейчас метод «Sandplay» успешно практикуется психологами и психотерапевтами всего мира. Считается, что во время сеанса врач не должен комментировать процесс. Его задача-наблюдать, вести протокол, отображая изменение психологического состояния ребенка и делать выводы. При этом задача специалиста — создать атмосферу непринужденности, доверительности, ненавязчивого дружеского общения. В принципе, проблема может решиться и во время процедуры песочной терапии: во время творческого процесса эмоциональное состояние гармонизирует, внутреннее напряжение снимается.
Почему именно песок в приоритете? Не пластилин, не соленое тесто, не рисование? Песок — это натуральный материал, приятный на ощупь, который как бы связывает человека с природой, раскрепощая и выступая в роли релаксатора. А вспомните-ка: во время отдыха на пляже волей-неволей набираешь в руку песок и сыплешь его сквозь пальцы — такая себе мини-релаксация получается. Он меняет цвет в зависимости от того, сухой песок или мокрый. Его несложно окрасить для получения разноцветной массы.
Дорогие читатели, хочется надеяться, что вы убедились в том, что играть с песком не просто интересно, но и полезно для малыша.