Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос вежливым, смелым, добрым, отзывчивым. Эти качества вместе с навыками выполнения действий развиваются с раннего детства. Сказка играет в этом важную роль. Сказочные истории читают или рассказывают маленьким деткам любимые мамы, папы, бабушки, дедушки. Доброта и отзывчивость – это те качества, которые воспитываются в детях с первыми словами сказки.
Первая добрая сказка
Язык сказки понятен детям. Милые сказочные герои вызывают у ребенка массу положительных эмоций. Первые сказки, которые читаются ребенку, до наивности просты, но с помощью легкого описания маленький человечек лучше понимает характер и поступки сказочных героев. Задача взрослых дать небольшие разъяснения, подчеркнуть важные для человека качества героев, выделить «хорошее» и «плохое».
Воспитание доброты и отзывчивости начинается со сказки «Курочка Ряба». Те, кто читал эту сказку, обращают внимание детей на добрый поступок мышки. Случайно разбив яйцо, мышка делает акцент не на том, что это золото. Важно не богатство, за счет которого старички смогут приобрести десятки яиц. Мышка жалеет стариков и обещает снести обычное яйцо. Подобные примеры найдутся и других сказках для деток младшего возраста.
Беседы и рассуждения о добре
Дети растут, меняются сказки, становясь более емкими и серьезными. Ребенок начинает понимать, что сказка – это не просто интересно, это то, что позволяет провести время с любимыми родными. Дети быстро впитывают содержание окружения. Постепенно ребенок включается в общение со сказкой. Не умея еще читать, ребенок рассказывает сказку вместе со взрослыми. В процессе к эмоциональной сфере присоединяется мыслительная деятельность. Ребенок задает вопросы, чтобы понять сказку.
Важно дать правильные ответы на эти вопросы. Обсуждая действия героев, вместе с ребенком нужно найти даже малозаметное добро и отзывчивость. Внимательный просмотр картинок в книге дает возможность пофантазировать и придумать другие варианты развития событий или концовку сказки. Рассказ о колобке заканчивается печально. У ребенка есть возможность придумать доброе окончание. Сделать это можно с использованием книг-раскрасок, предложив ребенку стать иллюстратором новой версии сказки.
Сказки о добре и не только
Нужно использовать сказки и для того, чтобы объяснить на примере, как проявить добро. Часто ребенок просит завести домашнего питомца. Хорошо перед тем, как пойти навстречу желаниям ребенка прочитать с ним сказку «Карл Мопс». Рассказ о добром, но и ответственном отношении к животным на примере двух собак – домашней и бездомной – даст объяснения, что ко всем нужно относиться с добром, несмотря на их обманчивый вид. Каждое животное рассчитывает найти своего доброго и заботливого хозяина.
Для девочек такой сказкой о добре, за которое воздается по заслугам, является «Золушка». Делая добрые дела, нужно не задумываться о награде. Девушка не представляла себя без добрых дел и поступков, никогда не желала никому зла. В результате получила то, о чем и не мечтала: любовь замечательного принца. Примеры таких сказок как народных, так и авторских имеются в творчестве всех народов.
Воспитывать добро на современных сказках поможет книга «Чудо». Даже неосознанно дети зачастую бывают очень жестоки к окружающим. Если кто-то отличается от остальных, то становится изгоем. Книга «Чудо» показывает, что тот, кто не похож на других – не враг. Белый мишка, случайно попавший в обычный лес, не имел друзей, его не принимали и боялись. И только смелость птиц помогла узнать, что мишка очень несчастен от того, что не может вернуться домой. Помощь новых друзей помогла это сделать.
Сказки позволяют развить в ребенке любого возраста эмпатию, заложенную в человека природой. Как считает Ф Шиллер сказки, рассказанные в детстве, дают больше, чем взрослая жизнь.