Тихий, незаметный ребенок… Такие дети не редкость. Но кого это волнует? Ведь тихий ребенок удобнее для взрослого. Скажешь ему: “Сиди тихо!”, он и сидит. А с другими хлопотно — один постоянно чего-то требует, другой носится как угорелый, третий пристает со своими вопросами. А с этим как будто никаких проблем.
Но тихий ребенок — сам по себе уже проблема. Именно он нуждается в особом внимании и участии. Если ребенок скован и пассивен всегда и во всем, если единственное его желание — чтобы его оставили в покое и не замечали, если он никак не хочет проявить себя — тут уже стоит встревожиться не на шутку.
Проявить себя, знать, чего ты хочешь, стремиться воплотить в дело свои желания — без этого нет личности. Но насколько все это приложимо к маленькому ребенку? Нет ли тут, так сказать, педагогической демагогии?
Пригладимся к самым маленьким. Уже в год и даже раньше можно судить о том, все ли благополучно в развитии личности ребенка. Одни малыши любознательны, открыты и доверчивы к людям, настойчивы, подвижны, чутко откликаются на происходящее вокруг. Другие же большую часть времени проводят в бездеятельном состоянии, гладя куда-то в пространство, не отвечая на попытки окружающих “разговорить” их.
Идет месяц за месяцем, и у ребенка все больше возможностей обнаружить или не обнаружить свою активность: в игре, в бесконечных “почему?”, обращенных к взрослому, в общении с ровесниками, в сочинении сказок, чтении стихов, рисовании. И если ребенок ничего этого не хочет, если он постоянно избегает возможности хоть как-то проявить себя, если он словно начисто лишен творческого начала — это уже серьезно. Чем дальше, тем труднее ему будет стать самостоятельным в своих действиях и решениях, нести ответственность за себя и за других, быть свободным от давящих обстоятельств. Он может остаться равнодушным ко всему — и неинтересным для окружающих.
И что же: ничего не поделаешь, таким уж родился? Нет, это не так. Придется вспомнить часто повторяемое: личность ребенка складывается в общении с близкими взрослыми. В пустоте ребенок не может почувствовать себя, свои действия, выказать себя и получить от этого удовольствие. Нужна опора. Ясно выраженное отношение близких взрослых и дает возможность ощутить радость от своей активности, порождает уверенность в себе.
Мы говорим это не для того, чтобы упрекнуть кого-то в том, что такое вот отношение не было вовремя проявлено. Пусть сказанное станет указанием на то, какую стратегию поведения надо выбрать взрослому, почувствовавшему неладное. Еще не поздно все поправить. Конечно, для этого нужны душевные силы, время и горячее желание помочь своему ребенку, разбудить его спящую душу.
Что же делать? Бесполезно уговаривать ребенка перестать робеть, не бояться, скажем, выступать перед другими. Прежде всего, он должен понять и поверить, что его активность даст зримый, ощутимый и приятный ему самому результат. Выберите то занятие, которое по-настоящему увлекательно для ребенка. Нет такого? Значит, его необходимо создать.
Пусть это будет совсем простое дело. Не столь важно, что именно будет делать ребенок — строить город из кубиков или рисовать домики, вырезать из бумаги забавные фигурки, рисовать цветы или пришивать пуговицы. Важно, чтобы делалось это с душой и с умом, чтобы занятие стало значимым для него и любимым. Но получится это только в том случае, если взрослый искренне и увлеченно включится в то, что делает малыш.
Учтите: бессмысленно просто объяснять, что и как нужно делать, или показывать готовые образцы. Скажем, вы занялись аппликацией. Толку будет мало, если вы спокойным, ровным голосом скажете: “Сложи свой листок бумаги пополам, как я, чтобы совпали уголки”. Не попробовать ли по-другому? Как-то обыграть это действие, выставить его слегка интересным.
Испытав чувство успеха, ребенок наверняка захочет повторить его. А ведь это уже знак активности: “Я хочу и буду это делать”. Постепенно уверенность в себе, конечно, с помощью взрослого — перейдет и на другое: он уже захочет не только складывать бумагу и вырезать ножницами, но и рисовать, танцевать, играть с ребятами, а может быть, и читать стихи перед всеми.
Правда, с публичными выступлениями дело сложнее. Некоторые дети, вполне бойкие дома, боятся оказаться в центре внимания большой компании. Сразу выталкивать такого ребенка на сцену ни в коем случае нельзя. Действуем постепенно.
Вспомните и подскажите своему ребенку и его друзьям свои детские игры, в которых то одному, то другому приходилось что-то показывать, говорить, изображать, играть какую-то роль: то ли волка, то ли гусенка, то ли зайки. А когда дома собираются гости (и дети, и взрослые) — можно устраивать маленькие представления ну, например, пусть все отгадывают, “кто это к нам пришел” (а дети изображают зверюшек или героев любимых сказок). А потом ваш ребенок окажется в центре круга — и попросит всех повторить его движения (они будут смешными и неожиданными для других, но заранее вами отрепетированными).
Еще раз необходимо повторить: бессмысленно заставлять ребенка делать то, что он не может и не хочет. Но любящий, внимательный взрослый, несомненно, сможет вызвать его интерес к занятию и желание что-то делать самому.