Память можно охарактеризовать как получение, хранение и воспроизведение жизненного опыта. Существует несколько видов памяти: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная.
После того как ребенок начинает учиться в школе, от него требуют усвоение большого количества информации. Память при этом играет очень важную роль на начальных этапах обучения ребенка. Для приобретения новых знаний и навыков необходимо нормальное функционирование памяти. Плохая память может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Оптимальное развитие памяти будет продвигаться плодотворнее при правильной организации обучения ребенка специальным методам запоминания и повторении информации, а также применении этой информации.
Ученые отмечают, что объем памяти ребенка в период с 6 до 10 лет увеличивается. Так как способность к запоминанию и повторению начинает активно развиваться, однако это развитие происходит неравномерно. Наглядно — образная память у школьника в этот период развита больше (то есть ребенок хорошо помнит лица, какие-либо события, факты). Далее, процесс обучения в начальной школе создает условия для того, чтобы развивалась словесно-логическая память (т. е ребенок может описывать, анализировать, и объяснять какие-либо события). Отличительной особенностью является то, что в этот период память ребенка непроизвольна. То есть запоминание происходит независимо от того, ставит ли ребенок перед собой цель запомнить то или иное событие или информацию. Как правило, в этом возрасте запоминается что-то интересное и впечатляющее.
Затем память постепенно становится произвольной, то есть ребенок может сознательно и избирательно запоминать, и осмысливать получаемую информацию. Успешность произвольного запоминания связана с развитием интеллектуальной активности школьника. Согласно исследованиям, механически что-либо заучивать (то есть зазубривать) у ребенка получается менее успешно, нежели осмысленно.
Для продуктивного запоминания информации, необходимо установить логическую или ассоциативную связь с информацией или опытом, который уже имеется у школьника в запасе. То есть новые знания и опыт должны быть связаны с уже имеющимися. Для того чтобы детская память запомнила информацию быстрее и надолго, нужно подавать ее в «комфортном» для ребенка виде, используя картинки, игры и. т д. Либо есть другой путь запоминания – зубрежка. Школьникам важно знать, что существует много способов и приемов запоминания, и необходимо научиться овладеть теми приемами, которые наиболее эффективны для конкретного школьника. Во время обучения в начальной школе активно осваиваются такие приемы, начиная с простейших (рассматривание, повторение), до сложных (группировка).
Также немаловажную роль при запоминании играет внимание. Поэтому школьникам следует учиться усваивать навыки концентрации внимания.