Самостоятельность детей при выполнении домашнего задания в школе

2895

Современные тенденции школьного обучения в начальных классах, к большому сожалению, предполагают обязательное участие родителей в исполнении домашнего задания. Школьные программы рассчитаны на совместное детско-родительское обучение. Таким образом, ответственность за обучение негласно перекладывается на родительские плечи, а развитие самостоятельности ребенка тормозится.

Самостоятельность детей при выполнении домашнего задания в школе

В некоторых школах набирают первоклашек, обученных чтению, а на первых родительских собраниях педагоги ясно дают понять, что родителям придется выполнять домашние задания вместе с детьми. За рамками логического понимания смысл такого обучения, нет полного усвоения знаний, нет поля деятельности для взросления и личностного развития детей. Школьников лишают главного — мотивации к обучению, ведь результат такого совместного «творчества» оценивается учителем, но полностью не принадлежит ребенку. В таком симбиозе он никогда не научится адекватно оценивать свои силы и знания.

Нивелировалась основная задача педагога – учить, теперь он просто дает задание и контролирует его своевременное выполнение. Дома учит родитель, что, с точки зрения здравого смысла, выглядит абсурдным, ведь он не имеет специального образования, соответственно, осуществляет эту деятельность на авось. У кого-то может хорошо получаться, у кого-то совсем не ладиться. Спрос с учителя невелик: объяснил материал, а если кто не понял — вперед за дополнительными объяснениями к родителям или репетиторам.

И так всю начальную школу, а к пятому классу готов учащийся, который ничего не может понять самостоятельно, так как выработалась стойкая привычка выполнять уроки с мамой. Происходит следующее: те, кто учился с родителями на «отлично» и «хорошо», в средней школе скатываются до «удовлетворительно». Совместно учить уроки уже стыдно, но навыков самостоятельности они не приобрели.

Отступление от старой наработанной модели — сделай сам, с ошибками и недочетами — совсем не популярно в современном школьном образовании. Педагоги стремятся к фантому идеальности, если что-то не так — виноваты родители! А ведь взаимодействие с учителем для первоклассника — это главный фактор развития личности ребенка. Этот основной возрастной закон грубо нарушается, что приводит к развитию детской, а впоследствии к подростковой инфантильности.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  От улыбки станет день светлей: как научить ребенка правильно принимать подарки

Что же делать?

Шпаргалка для вдумчивого и ответственного педагога:

— помочь осознать ребенку все школьные задания как свои;
— поощрять проявления ответственности и самостоятельности;
— пояснить, что ошибки — часть процесса обучения, и они допустимы, нужно лишь над ними поработать.

Шпаргалка родителям:

— развивайте ответственность, определите спектр домашних дел для ребенка и следите за их выполнением;
— прививайте школьные навыки от самого начала процесса обучения, такие как собрать портфель, приготовить форму, составить распорядок дня;
— задайте нужный ритм выполнения домашнего задания, выбрав для этих целей определенное время;
— не пересиживайте с уроками, вы ничего не добьетесь, пересиливая ребенка, если за 40 минут он не смог выполнить задание, дальнейшие старания только измотают вас обоих, так как период детского восприятия истек;
— начинайте с самых легких заданий, сложные делаются последними. Письменные задания вперед, устные — за ними. Если ребенок утомился, сделайте перерыв.
— оборудуйте специальное место для уроков, и во время выполнения задания находитесь строго в нем, не перемещайтесь на кухню или в зал к телевизору, это не дисциплинирует;
— мотивируйте ребенка на четкое и быстрое исполнение домашнего задания, акцентируя внимание на том, что если все сделать вовремя, можно больше поиграть, почитать, погулять и т. д.;
— не забудьте хвалить дитя правильно не только за результат, но и за старание.

Контакт с педагогом дело хорошее, но не нужно вслепую угождать ему, если хотите воспитать ребенка не по шаблону, а по вашим «индивидуальным лекалам». В добрый путь, родители, смелости вам и терпения!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь